Сайт педагога-психолога

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ребёнок кусается

Дело в том, что в таком возрасте ребёнок не может поставить себя на место другого и он просто не в состоянии понять, что другой человек может испытывать боль, поэтому объяснения существуют для него только на уровне слов, но он не очень понимает, почему нельзя. А когда просят пожалеть, он начинает даже воспринимать это как такую забавную игру. Он делает то, что его научили, но на сама деле он не осознаёт, что другому больно и он его сейчас утешает. Поэтому здесь более эффективны именно поведенческие реакции от взрослых, а не словесные. По крайней мере он будет видеть, что другим это настолько не нравится (по какой-то непонятной для него причине), что они от него отдаляются.

Несколько конкретных советов психолога:

  • Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.

     

  • Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в ход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

  • Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.

  • Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что "'кусаться нельзя!''. На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним,умиляясь его невинностью.

  • Нужно добавить, что ''если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку'' и дать ему в руку один из указанных предметов. Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что ''игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.''

  • Спросите, почему укусил: «Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог.» Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.

  • Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам, по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что «ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей».

  • Разумеется, что не следует наказывать ребёнка. Ведь наказывая, Выпродемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.

Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребёнка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит.

У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребёнка.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко), т.е. пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.