Сайт педагога-психолога

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кризис трех лет

Обычно к концу третьего года жизни (но возможно на несколько месяцев раньше или позже) в поведении ребенка появляется целый комплекс таких явных изменений, что родители могут прийти в отчаяние: ребенка как будто подменили! Комплекс этих изменений, называемый "семизвездием симптомов", подробно охарактеризовал Л.С. Выготский в одной из своих лекций, посвященных "кризису трех лет".

В комплекс входят следующие характеристики поведения малыша:

1) негативизм

2) упрямство

3) строптивость

4) своеволие («я сам!»)

5) протест-бунт

6) обесценивание

7) деспотизм-ревность

Что именно обозначают эти названия?

1. Негативизм.

Негативизмом называют такое поведение, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый. Не следует путать его с непослушанием, у которого совсем другой мотив - желание сделать то, что ребенок хочет. Непослушание - это независимое активное поведение (его мотив идет изнутри), а негативизм - реактивное, реакция на внешнее воздействие, то есть, в сущности - зависимое поведение, социальный акт, относящийся к человеку, от которого исходит предложение, а не к содержанию предлагаемого. Иногда негативизм даже вынуждает ребенка поступать вопреки своему собственному желанию. Например, ребенок хочет идти в гости. Его зовут. Но - раз зовут, он ни за что не идет. Ему говорят: " Ну, тогда иди к себе", - не идет и туда. Его оставляют в покое - он плачет. Крайняя форма негативизма - стремление делать все наоборот или просто противоречить. Например, взрослый утверждает: "эти ботинки теплые", - и слышит в ответ: "нет, холодные!", а когда тут же говорит: "они холодные" - ребенок опять возражает: " нет, теплые!"

2. Упрямство.

Упрямство - это такая форма поведения ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что он уже это сказал. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь - в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях, и нужно хорошо знать ребенка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь, и упорно добивается, чтобы ее ему дали, а получив, - сразу начинает активно обследовать ее, играть,- и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование - это настойчивость. В этом случае мотив - так называемый "деятельностно-познавательный", за ним стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве же главным для ребенка является связанность своим первоначальным решением, и он "стоит на своем" только потому, что уже "встал на это место", мотив здесь связан с личностными потребностями, с системой отношений зарождающейся личности. При внешней похожести упрямства и негативизма между ними есть существенное отличие: негативизм - это отношение к другим, противостояние, а упрямство - отношение к себе, к своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении, ( или, может быть - в самоутверждении).

3. Строптивость

Строптивость - это качество, которое в немецком языке обозначается словом trotz - "вопреки", "наперекор"; внешне оно проявляется в своеобразном вызывающем недовольстве ребенка всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Что это значит - "безлична"? Дело в том, что негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребенка к какому-то конкретному действию. А строптивость - против вообще всего привычного образа жизни, против установившихся на данный момент правил и норм поведения; в определенном смысле - против того места в социуме, которое ребенок занимает и которое перестало соответствовать его развивающемуся самосознанию.

4. Своеволие

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, это его стремление к самостоятельност

5. Протест-бунт

Протест-бунт Л.С. Выготский определяет следующим образом: " все поведение ребенка приобретает черты протеста. Как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" В этот период его частые ссоры с родителями становятся обычным делом.

6. Обесценивание

Обесценивание проявляется в том, что ребенок начинает ругать или как-то иначе показывать свою агрессию, пренебрежение к тому, что само по себе никакой неприятности не приносит и до кризиса не вызывало отрицательных эмоций или даже было привлекательным: игрушки, предметы обихода, знакомые люди; иногда даже, к ужасу членов семьи, может назвать мать дурой,

7. Деспотизм - ревность

Двойное название этого симптома указывает на разницу между ситуациями, в которых находятся единственные дети и те, кто растет в семьях с несколькими детьми. В первом случае мы наблюдаем деспотизм: ребенок старается вернуть то состояние, которое было раньше, когда фактически исполнялись все его желания, старается стать хозяином положения и "отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими: мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует; ему должны достать все, что он желает; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет и т.д." (там же). В семьях с несколькими детьми та же тенденция к господству, власти становится источником ревности по отношению к другим детям - ревности, которая до кризиса никак себя не обнаруживала

Итак, кризис трех лет - это протест ребенка, переросшего те отношения, которые сложились к моменту кризиса. Характеризуя изменение эмоционально-волевой сферы, которое указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка, Л.С. Выготский использует слово раздвоение. Можно предположить, что здесь имеется в виду разделение в сознании ребенка внешнего и внутреннего мира. Во второй половине третьего года жизни, благодаря развитию речи, можно обнаружить у ребенка способность осознавать собственный внутренний мир; однако осознается на этой стадии пока только восприятие. Ребенок может сказать: "Я вижу", или "Я плохо слышу", или " Дай мне посмотреть (понюхать и т.д.), но он еще не может сказать: " Я вспомнил (помню)… подумал… узнал" и т.п. Но даже такое первичное осознавание рассматривается Л.С. Выготским как главное приобретение периода раннего детства - потому что оно свидетельствует о появлении у ребенка так называемого системного сознания, отличающего человеческую психику от психики животных, "так как именно для человека существенно то, что он не просто воспринимает мир, но осмысливает мир, и его сознание движется всегда в плане чего-то осмысленного". Появление способности осознавать свой внутренний мир приводит к тому, что ребенок становится способен выделить себя из окружающего мира, а вместе с этим - отделяется психологически от окружающих его близких людей. Это отделение, даже можно сказать - разрыв, - происходит достаточно болезненно для обеих сторон; сложность этого периода развития подчеркивается его названием - "кризис". Осознавая границу между внешним и внутренним миром, ребенок обнаруживает и границу между собой и другими людьми, точнее даже не границу, а стену. Только ударяясь об эту стену в конфликтах, сопровождающих кризис, ребенок познает свою отдаленность, отдельность. Выход из кризива - рождение "Я", не просто как слова-местоимения в речи (хотя само появление слова свидетельствует о близости или начале кризиса), - но "Я" как некоторой внутренней, психической структуры, которая собственно и делает человека - человеком, то есть существом, которое может не зависеть полностью от внешней среды, физической или социальной, а конструировать ее по собственному разумению.